Михаил Кошкин: знаменитый Т-34 – дело всей его жизни
В этот день, 3 декабря 1898 года, в селе Брынчаги Ярославской губернии родился Михаил Ильич Кошкин – советский конструктор, создатель легендарного танка Т-34, внесшего неоценимый вклад в победу Советского Союза в Великой Отечественной войне. В истории нет более знаменитого танка. Им одинаково восхищались по обе стороны фронта. И каждый лестный отзыв о танке – это похвала его создателю.
Михаил Кошкин появился на свет в бедной многодетной семье. После окончания церковно-приходской школы, с 1909 года, Михаил работал на кондитерской фабрике в Москве. В феврале 1917-го был призван в армию и в конце года демобилизован по ранению.
В 1918-м М. Кошкин пошёл добровольцем в сформированный в Москве железнодорожный отряд Красной Армии. Воевал под Царицыном, затем на Северном фронте. После перенесённого тифа был отправлен на Южный фронт.
С 1919 по 1920 год Михаил Ильич занимался политработой. В 1924-м он окончил Коммунистический университет имени Я.М. Свердлова и получил назначение в Вятку, где заведовал кондитерской фабрикой. В 1929 году Михаил Кошкин зачислен в Ленинградский машиностроительный институт, производственную практику проходил на Горьковском автозаводе. В 1934 году, после окончания вуза, был принят на работу в танковое конструкторское бюро (КБ) Ленинградского завода им. С.М. Кирова. За 2,5 года работы в КБ Михаил Ильич прошел путь от рядового конструктора до заместителя начальника бюро. Здесь Михаил Кошкин навсегда связал свою жизнь с танками.
После реорганизации конструкторского бюро Михаила Ильича Кошкина назначили его руководителем. В марте 1938 года был утвержден проект танка А-32, испытания боевой машины прошли летом 1939-го в Харькове. Первое боевое применение нового танка произошло во время Советско-финской войны 1939–1940 годов. Машина хорошо показала себя в боях на пересеченной местности, однако потребовалась некоторая доработка танка. Её проведели в сжатые сроки: броню танка утолщили до 45 мм и установили на нём 76-миллиметрую пушку и другое вооружение. Так появилась на свет знаменитая Т-тридцатьчетвёрка.
Первые две машины были готовы и переданы на ходовые испытания уже в феврале 1940 года, а в начале марта конструктор отправился с ними «своим ходом» из Харькова в Москву. Из-за секретности, замаскированные танки двигались вне дорог, по пересечённой местности. После демонстрации технического потенциала машины представителям правительства в Москве, танк прошёл суровые испытания в Подмосковье и на Карельском перешейке, после чего был рекомендован к немедленной постановке на производство.
К сожалению, Михаил Кошкин не дожил до триумфа детища своего КБ. На обратном пути из Москвы в Харьков конструктор помогал вытаскивать на дорогу провалившийся в воду танк. В результате напряжения и простуды у Михаила Ильича обострилась пневмония, которая и стала причиной его смерти. Он посмертно награжден Сталинской премией (1942 г.) и званием Герой Социалистического Труда (1990 г.).
Созданный нашим знаменитым земляком Т-34 стал самым массовым средним танком Второй мировой войны и одним из её самых известных символов. Боевая машина превосходила современные ей аналоги в маневренности и проходимости. Относительно небольшая толщина брони компенсировалась рационально подобранными углами ее наклона, что делало танк сложной мишенью для вражеской артиллерии. Ближе к концу войны пушка калибра 76 мм была заменена 85-миллиметровой (модификация Т-34-85), что существенно увеличило огневую мощь. Эта модификация до сих пор стоит на вооружении некоторых стран. Всего было произведено более 84 тысяч танков Т-34.
В 1980 году состоялась премьера фильма «Главный конструктор», который посвящён Михаилу Кошкину. Его роль исполнил советский и российский актёр театра и кино Борис Невзоров.
Михаил Ильич Кошкин прожил на свете 41 год, и значительную часть этих лет проработал кондитером. Он был хорошим семьянином и перспективным партийным работником. Но истинно великим делом его жизни стал танк, который стоил ему жизни. Имя его никогда не было широко известно, но детище знали и знают все.